Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республике (далее – Отдел) является обособленным структурным подразделением Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – Управление), осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах рыбохозяйственного значения в границах Чувашской Республики.
Основными задачами Отдела являются:
1. Борьба с грубыми нарушениями Правил рыболовства и злостным браконьерством на подконтрольных участках водных объектов рыбохозяйственного значения.
2. Организация и проведение совместных контрольных мероприятий с сотрудниками правоохранительных органов.
3. Проведение контрольных проверок по соблюдению рыбаками пользователей рыбопромысловыми участками установленного режима промышленного рыболовства.
4. Проведение плановых и оперативных (внеплановых) проверок состояния среды обитания водных биологических ресурсов, соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, которая может негативно воздействовать на среду обитания водных биоресурсов, норм, правил и иных требований по предотвращению загрязнения рыбохозяйственных водоемов; расследования совместно с другими компетентными органами случаев загрязнения и гибели рыбы в зоне ответственности Отдела.
5. Проведение массово-разъяснительной работы по вопросам соблюдения законности в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее – ВБР). Организация рейдов по борьбе с браконьерством, с участием представителей средств массовой информации, с последующим освещением их результатов по радио, телевидению и в печати.
Особенности деятельности государственного инспектора Отдела заключаются в том, что он в зоне своей ответственности должен контролировать оперативную обстановку на водных объектах рыбохозяйственного значения, чтобы своевременно принять существенные меры по предотвращению и пресечению правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также устранению их негативных последствий, а также в совершенстве знать законы, которыми руководствуется. Это - Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, нормативные акты Правительства Российской Федерации и Росрыболовства, Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, о Средневолжском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству и об Отделе государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Чувашской Республике.
Государственному инспектору необходимо знать специфику применения статей во время написания протокола об административном правонарушении, для того, чтобы у правонарушителей не было возможности опротестовать материалы в судах.
К сожалению, нарушение Правил рыболовства имеет место как при осуществлении спортивного и любительского рыболовства, так и при осуществлении промышленного рыболовства. Именно в первой группе допускается наибольшее количество правонарушений и используется браконьерский лов, при котором применяются запрещенные для спортивного и любительского рыболовства орудия добычи (вылова): сети всех типов; ловушки всех типов и конструкций - жаки, верши; сетные отцеживающие и объячеивающие орудия добычи (вылова) и приспособления - бредни, невода, наметки, подъемники, экраны, косынки, саки, крылатки и другие; колющие орудия добычи (вылова) – остроги; используется варварский способ добычи (вылова) – способ багрения.
Наибольшая активность браконьерства отмечена в периоды: 1) декабрь-январь (нерест налима); 2) апрель-июнь (период нереста водных биоресурсов; 3) июль-август (миграция чехони). Самый пик активности браконьерства наблюдается именно в запретный весенне-летний нерестовый период с 10 апреля по 10 июня. Вот уж поистине «запретный плод сладок»!
За запретный для добычи (вылова) ВБР период должностными лицами Отдела проведено 380 контрольных мероприятий, в ходе которых возбуждено 469 об административных правонарушений в сфере рыболовства, в том числе 29 дел с признаками уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных ч.1 и ч. 3 ст. 256 УК РФ; изъято незаконно добытых (выловленных) ВБР 2,189 тн; изъято и арестовано орудий лова – 1683 ед. (в том числе 56 сетей), транспортных средств - 200 ед. Существенная помощь в выявлении правонарушений в сфере рыболовства оказана Отделу правоохранительными органами.
Наложено административного штрафа на сумму 1329,00 тыс. руб. Предъявлен ущерб, причиненный ВБР Российской Федерации на общую сумму 82,660 тыс. руб. В следственные органы для уголовного преследования передано 26 дел на 26 человек, из них по данным, имеющимся в Отделе, на настоящий момент возбуждено 9 дел на 11 человек.
В производстве Отдела находится 60 материалов об административных правонарушениях, по которым еще не приняты решения, в том числе 3 с признаками уголовно-наказуемых деяний.
Кроме того, в ходе проведения рыбоохранных рейдов возбуждено 10 дел об административных правонарушениях в сфере охраны среды обитания ВБР. 1 дело в отношении юридического лица прекращено, за отсутствием состава административного правонарушения. Привлечены к административной ответственности: по ст. 8.33 КоАП РФ - 1 юридическое лицо; по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ: 1 юридическое лицо, 1 должностное лицо, 3 физических лица. Всего наложено административного штрафа на сумму 227,00 тыс. руб. На стадии рассмотрения находятся: 2 дела об административных правонарушениях по ст. 8.33 (юридическое и должностное лицо); 1 дело – по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ (должностное лицо).
Всего за истекший период 2015 года Отделом проведено 567 контрольных мероприятий, выявлено 768 правонарушений в сфере рыболовства, в том числе 43 с признаками уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных ч.1 и ч. 3 ст. 256 УК РФ; изъято незаконно добытых (выловленных) ВБР 3,529 тн; изъято и арестовано орудий лова – 2400 ед. (в том числе 108 сетей), транспортных средств – 260 ед. Наложено административного штрафа на сумму 2402,5 тыс. руб., предъявлено ущерба на сумму 146,248 тыс. руб. Передано в следственные органы 40 дел на 40 человек, из них возбуждено 23 дела на 25 человека.
Проведено 16 плановых проверок осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на территории Чувашской Республики в сфере охраны среды обитания ВБР, в ходе которых по статье 8.33 КоАП РФ возбуждено 12 дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и 12 - в отношении должностных лиц. Всего наложено административного штрафа на сумму 180,00 тыс. руб.
|